Педагогический проект

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

В 2016/2017 и в  2017/2018 учебном году

Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Жодино»

работает в рамках областного педагогического проекта

«Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки»

 

«Согласие между учителем и учеником,

лёгкость учения и возможность для ученика думать самому

и составляют то,

что зовётся умелым наставничеством…»

Конфуций

 

Тьюторское сопровождения учащихся как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки представляет собой целостную систему урочной и внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной, социально-активной, ответственной личности и ее успешной социализации.

Тьюторство — это сопровождение в процессе обучения истории ребенка, то есть, внимательная поддержка его индивидуального интеллектуального развития. Тьюторское сопровождение основано на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.

рис.2

Основная идея педагогического проекта заключается в том, что неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение процесса их профессионального самоопределения. Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

Новизна педагогического проекта состоит в том, что одним из ключевых инструментов данного направления может выступить организация тьюторского сопровождения учащихся. Тьюторство рассматривается сегодня как ресурс индивидуального личностного развития всех субъектов образовательного процесса. В качестве концептуальной основы работы с учащимися 8-9 классов выдвигается идея организации тьюторского сопровождения в рамках единого образовательного пространства учреждения образования, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной социально-активной, ответственной личности и ее успешной социализации.

Благодаря тьюторским функциям становится возможным мониторинг процесса выбора каждым школьником, а не просто фиксация его движения во внешнем многообразии форм предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т.е. первого профессионального выбора – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы учащиеся могли сделать действительно самостоятельный, осознанный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что к такому выбору учащиеся должны быть психологически подготовлены. Отсутствие элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать их эффективному профессиональному самоопределению в процессе выбора профиля класса, а в будущем – профессии.

Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки, являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение процесса их профессионального самоопределения. Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

В этой связи целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.

Практическая значимость реализации проекта для учреждений образования проявляется в качестве концептуальной основы работы с учащимися 8-9 классов выдвигается идея организации тьюторского сопровождения в рамках единого образовательного пространства учреждения образования, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной социально-активной, ответственной личности и ее успешной социализации.

Цель: создание адаптивной образовательной среды, направленной на формирование у учащихся 8-9 классов личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению, а именно к выбору профиля обучения на III ступени общего среднего образования.

Задачи:

  1. Изучить, освоить научно-методическое обеспечения педагогического проекта «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки».
  2. Разработать необходимые и достаточные организационно-педагогические условия, обеспечивающие внедрение проекта.
  3. Определить последовательность этапов формирования у учащихся осознанного выбора профиля обучения, то есть, по сути, совершенствование первичного профессионального самоопределения.
  4. Овладеть субъектами образовательного процесса психолого-педагогическими компетенциями для реализации индивидуальной траектории допрофильной подготовки.
  5. Разработать учебно-методическоое и дидактическое обеспечение проекта.
  6. Разработать методические рекомендаций для педагогов и руководителей учреждений образования по расширенному применению результатов проекта.

Проблема: учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Особой проблемой для педагогов становится подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе обучения на второй ступени общего среднего образования.

Решению этой проблемы призван способствовать педагогический проект «Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки».

 

Участники педагогического проекта

 

Педагоги:

Романова Наталия Геннадьевна – заместитель директора по учебной работе;

Апитёнок Елена Евгеньевна – педагог-организатор, руководитель творческой группы в 2016-2017 учебном году;

Макаревич Екатерина Сергеевна – педагог-предметник, руководитель творческой группы в 2017-2018 учебном году;

Булавская Елена Виленовна – педагог-психолог;

Зданович Наталья Николаевна – педагог-психолог

Лубочкина Светлана Викторовна – педагог социальный;

Педагоги-предметники:

  1. Макаревич Екатерина Сергеевна – классный руководитель 9 “А” класса, учитель английского языка;
  2. Венгерская Елена Ивановна – классный руководитель 9 “Б” класса, учитель белорусского языка и литературы;
  3. Минкевич Светлана Павловна – классный руководитель 9 “В” класса, учитель физики и информатики;
  4. Анцугай Ольга Федоровна — классный руководитель 9 “Г” класса, учитель истории и обществоведения;
  5. Малинина Наталья Сергеевна – учитель русского языка и литературы;
  6. Богатырёва Наталья Федоровна – учитель математики;
  7. Маркиянчик Наталия Борисовна – учитель химии;
  8. Павловец Людмила Сергеевна – учитель биологии;
  9. Сколубович Людмила Сергеевна – учитель французского языка;
  10. Якушева Галина Петровна – учитель информатики;
  11. Тарасова Татьяна Викторовна – учитель русского языка и литературы;
  12. Овсейчик Ольга Анатольевна – учитель математики;
  13. Шкрабо Антонина Викторовна – учитель французского языка;
  14. Голоскок Светлана Викторовна – учитель русского языка и литературы.

Учащиеся:

  1. Саранкова Ангелина, 9А класс – английский язык;
  2. Кулик Юлия, 9Б класс – русский язык;
  3. Парубцев Вячеслав, 9 Б класс – математика;
  4. Куслевич Ярослав, 9В класс – физика;
  5. Боричевская Александра, 9Г класс – белорусский язык;
  6. Клещёнок Антон, 9Г класс – история;
  7. Маклак Никита, 9Г класс – химия;
  8. Цигель Валерия, 9Г класс – биология, французский язык;
  9. Фадеев Антон, 8А класс – информатика;
  10. Мазынская Полина , 8Б класс – русский язык;
  11. Маньковский Алексей, 8Б класс – математика;
  12. Сосункевич Валерия, 8В класс – французский язык;
  13. Пилипёнок Анастасия, 8В класс – русский язык.