Речевая готовность к школе
Быть готовым к школе – не значит Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в школу, требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированное положительного отношения к учёбе, достаточный запас знаний об окружающем мире и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в школе». Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Обязательно подлежит проверке следующее: 1) правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих: 2) умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой. • Если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма; • к 6 годам ребёнок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3-4 букв) слов (дом, пол, соль…); 3) словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2.000 слов: • в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп; • ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать; • уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением; 4) умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания (лампа — лампы, стул — стулья, лоб — лбы): • уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?…, три шара, а пять —…?) • понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под): 5) владение связной речью: • умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос. Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста; • умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.
Речевые проблемы у детей лучше разрешить до поступления в школу по ряду причин. Во-первых, дошкольный возраст — самое благоприятное время для коррекции недостатков, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям. Позже восприимчивость снижается и, как следствие, менее успешной становится работа учителя-дефектолога. Во-вторых, своевременно нескорректированные речевые нарушения могут повлечь за собой новые, а именно: нарушения письма и чтения, которые вызывают дополнительные затруднения для детей в процессе обучения. Уважаемые родители! Хотелось бы отметить, что лучше раньше (а если и необходимо и несколько раз) обратиться за помощью к учителю-дефектологу для исправления речевых нарушений, которые есть у ваших детей. Особое внимание хотелось обратить тех родителей, чьи дети учатся или планируют учиться в классах с дополнительными факультативами по музыке. Недостатки в устной речи (в частности нарушения звукопроизношения) будут мешать, и вызывать дополнительные трудности в овладении основных предметов, а также предметов по музыке. Помогите своему ребёнку как можно раньше. Всё, чему вы научите ребенка, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Желаем успехов!
|