Семинар-практикум
“Формирование навыков исследовательской деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте”
08.12.2016 на базе государственного учреждения образования “Средняя школа № 5 г. Жодино” проведён семинар – практикум “Формирование навыков исследовательской деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте”.
На данном семинаре –практикуме были рассмотрены следующие вопросы:
— «Значение исследовательской деятельности в формировании общеучебных умений и навыков младших школьников и детей дошкольного возраста».
— «Организация исследовательской деятельности младших школьников в государственном учреждении образования «Средняя школа № 5 г. Жодино»
— Презентация исследовательской работы призёра конкурса исследовательских работ младших школьников 2016 года учащегося 4 «В» класса Ковалевского М. «Создание солевого аккумулятора»
— «Особенности проведения исследовательской работы с воспитанниками дошкольного учреждения».
Учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 5 г. Жодино» Юрусова В.В. раскрыла перед собравшимися основные задачи исследовательской работы в дошкольном образовании и начальной школы. Основной акцент был сделан на развитие интеллектуального потенциала личности ребёнка, формирование у него ключевых компетенции, необходимых для успешной самореализации на последующих ступенях образования. Учитель отметил особенности личности тех воспитанников и учащихся, которые занимаются исследовательской работой (собранность, целеустремлённость, любознательность). При этом было подчёркнуто, что только в таком виде деятельности ребёнок получает наиболее полное представление об объектах, явлениях и процессах окружающей действительности. Затем были озвучены основные задачи, которые позволяет решать научно-исследовательская работа, с целью формирования образованной, гармонически развитой, творческой личности ребёнка.
Учитель начальных классов, руководитель творческой группы «Поиск» Корнева Н.В. представила собравшимся опыт работы начальной школы в рассматриваемом направлении деятельности. Она раскрыла этапы работы над исследованием. Рассказала о важности выбора темы, умении сформулировать проблему, процессе выдвижения гипотезы исследования. При этом учитель включала педагогов в открытый диалог, предлагая ответить на вопросы с точки зрения детей. Корнева Н.В. привела примеры различных заданий, которые пробуждают в учащихся интерес к поиску нового, активизируют познавательную деятельность, побуждают к проявлению творческого подхода к решению проблемы. Наталья Владимировна рассказала об организации работы творческой группы учителей начальных классов ГУО «Средняя школа № 5» «Поиск». Была озвучена тематика и краткое содержание работ, вышедших на городской уровень. Подводя итог выступления, Корнева Н.В. рассказала об учащихся и работах, участвовавших в областном конкурсе «Я – исследователь».
Перед участниками семинара выступили призёр конкурса исследовательских работ младших школьников 2016 года учащийся 4 «В» класса Ковалевский Михаил с исследовательской работой «Создание солевого аккумулятора» и его руководитель учитель начальных классов Семёнова Л.Н.
Учащийся 4 «В» класса изложил перед воспитателями ДУ тему, цель и задачи своего исследования. Он выдвинул гипотезу, которую доказывал на протяжение всего своего выступления. Одновременно с выступлением Михаил проводил демонстрацию процесса создания солевого аккумулятора. Доказательством успешности работы стало появление слабого электрического сигнала, зафиксированного с помощью вольтметра. Руководитель работы Семёнова Л.Н. демонстрировала все этапы исследовательской работы на мультимедийном экране. После окончания выступления Ковалевский Михаил и его руководитель ответили на вопросы собравшихся.
Воспитатель ДУ № 17 Тюхай Л.А. рассказала присутствующим о собственном опыте проведения исследовательской работы со своей воспитанницей. Она рассказала о причине выбора темы работы, о проблемах, с которыми столкнулась на начальном этапе исследования и о путях их разрешения. При этом было подчёркнута важность актуальности исследуемого вопроса для самого ребёнка, доступность методов работы, понимание им процесса исследования. Тюхай Л.А. кратко представила сущность работы, рассказала об опыте представления её на областном и республиканском конкурсах исследовательских работ среди детей дошкольного возраста.
В заключительной беседе участники семинара делились своими наблюдениями и опытом по организации и проведении исследовательской деятельности со своими воспитанниками и учащимися. Была подчёркнута важность личностных качеств самого ребёнка-исследователя, его умения представить работу перед зрителями и жюри. Все собравшиеся сошлись на том, что огромную роль в успешности и результативности научно-исследовательской деятельности как дошкольников, так и младших школьников, играет заинтересованность со стороны родителей.
Диалог проходил в тёплой, дружеской обстановке, располагающей к сотрудничеству и обмену опытом работы.