Статья
Приложение
ИСТОЧНИК: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА
Клик о помощи
Людмила Конопелько
О чем должны знать родители поколения хай-тек
Самоубийства подростков. Одна из самых тяжелых тем для размышления, анализа ситуации и вынесения вердикта, кто виноват. Несмотря на то что для Беларуси это, к счастью, не характерная проблема (последние пять лет уровень суицидов несовершеннолетних держится примерно на одном уровне — 30—40 случаев в год), вот уже несколько месяцев, как о ней заговорили достаточно громко. Причина — заметно активизировавшаяся в социальных сетях деятельность так называемых групп смерти
В числе первых об этом явлении в мае прошлого года рассказала на своих страницах российская “Новая газета”, отметив связь между самоубийствами 130 детей и их регистрацией в сообществах “Море китов”, “Разбуди меня в 4.20”,“f57”.
2 июня 2016 года “Народная газета” опубликовала материал “В контакте с петлей”, в котором, в частности, говорилось о том, что белорусские школьники тоже состоят в подозрительных группах ВКонтакте. Однако на то время не было зарегистрировано ни одного доказанного случая доведения подростка до суицида посредством социальных сетей. И вот в первые месяцы нового года — сразу два уголовных дела по факту самоубийства школьниц в Витебске и Минском районе. Еще нескольких ребят удалось спасти буквально за шаг до последнего задания смертельной игры — сброситься с крыши дома…
Почему виртуальным подстрекателям оказалось так легко манипулировать поколением хай-тек? Что необходимо сделать для того, чтобы детский суицид не стал массовым явлением? Как родителям распознать первые тревожные звоночки в поведении подростка? Об этом в беседе с исполняющей обязанности заведующей кафедрой психологии и управления Минского областного института развития образования психологом Ириной Ботяновской.
— Ирина Викторовна, в чем причина суицидальных настроений современных подростков?
— Самоубийство никогда не совершается бесцельно и не является случайным действием. Причины суицидального поведения одинаковы во всех странах, будь то Россия, Беларусь или, например, Швеция, и во все времена. Человек таким образом хочет разрешить жизненную проблему, ищет выход из сложной ситуации. И суицид видится единственным доступным из всех возможных решений. Если же на горизонте есть хотя бы смутная альтернатива, до самоубийства дело не дойдет.
— Могут ли депрессивные саундтреки и шок-контенты в соцсетях сильно влиять на неустойчивую детскую психику?
— Могут. Влияние музыки на человека доказано давно. Например, трансовые мелодии использовали в ритуальной подготовке воинов к битве. И не случайно на свет появилась музыкотерапия. Музыка представляет собой систему коммуникации. Интонационно организованные звуки несут сильный эмоциональный заряд, влияют на интеллект. Негромкая музыка выступает в качестве катализатора творческих способностей. А громкая депрессивная — негативно влияет на настроение. Вы правильно говорите о неокрепшей детской психике. Колеблющемуся ребенку депрессивная или агрессивная музыка поможет определиться в выборе. Все наслышаны о том, как после концертов некоторых групп фанаты идут громить магазины.
— Давайте составим портрет подростка, относящегося к “группе риска”.
— Как ни странно, это могут быть дети из условно благополучных семей. Родители заняты зарабатыванием денег. От них нередко можно услышать: дитя накормлено и одето, что ему еще надо?! Но если вдуматься, у ребенка в такой семье нет самого главного — доверительного общения. Его он будет искать вне дома — среди приятелей, в интернете.
Также это дети, ушедшие из детских домов или замещающих семей в “самостоятельное плавание”, поступившие в среднее специальное или высшее учебное заведение и живущие в общежитии. Почему о них стоит особо заботиться? Социальный опыт этих ребят не такой, как у детей, воспитываемых в семьях. И часто они теряются в, казалось бы, банальных ситуациях. Реакцией на неоправданно большую трату денег (а чего ожидать от юношей и девушек, которые деньги увидели впервые в жизни?!) может стать саморазрушительное поведение: например, напиться, чтобы забыть об этом. Или еще хуже.
7 марта 2017 года Правительство России одобрило законопроект, вводящий уголовную ответственность
за склонение подростков к самоубийству с помощью психологического давления, а также игр и сообществ в соцсетях
Фото zedge.net
А интерес к теме суицидов и порой излишнее муссирование этой проблемы в СМИ подскажут выход…
Кроме того, стоит быть внимательными к подросткам с серьезными хроническими заболеваниями, после операций. К детям, переживающим семейные и личные кризисы: развод родителей, новый брак матери или отца, к которому ребенок не готов, отношения с новыми членами семьи, смерть родственника или обожаемого домашнего питомца.
— В мире, где школьники проводят с родителями незначительную часть дня, а остальное время заняты на уроках, развивающих курсах или в интернете, можно ли сваливать всю вину за поведение подростка на материнские и отцовские недочеты? У взрослых сегодня просто физически нет времени на полноценное общение с ребенком (конечно, при условии, что оба заняты полный рабочий день или же кто-то воспитывает детей в одиночку).
— Равнодушие взрослых толкает детей к самостоятельному поиску выхода из ситуации, которая кажется им неразрешимой. И тут приходит “на помощь” интернет. А там — сто, тысяча противоположных мнений. Подросток делает вывод: никто ничего не знает, правильного решения нет. У ребенка хаос в мыслях, хаос в душе. Ведь всем нам хочется хоть какой-нибудь стабильности, ясности, понятности. В этом смысле дети не исключение.
Вчера услышала такой разговор мамы с дочерью:
— Доченька, зачем ты татуировку хочешь сделать? Ты разве не знаешь, что она навсегда?
— Мама, пусть хоть что-то у меня в жизни будет навсегда…
Подростки идут за кураторами “групп смерти”, как дети за волшебной дудочкой Гамельнского крысолова. Знаете почему? Потому что кураторы дают им конкретные задания, обещают четкие ответы.
Из двух традиционных вопросов — кто виноват и что делать? — сосредоточиться стоит не на поиске виновных (родителей или учителей), а на решении возникшей проблемы. Для этого нужно совсем немного: говорить с ребенком, проявлять внимание к его жизни и личности. А еще слушать и слышать. Не осуждать, а поддерживать. И самое главное — важна искренняя заинтересованность в жизни сына или дочери, а не навязывание своей точки зрения.
— Кстати, насчет искренней заинтересованности. Работники милиции советуют родителям читать переписку своих детей в соцсетях, мониторить их личные аккаунты. Однако когда речь идет о подростках 13—17 лет, всегда есть опасность перешагнуть черту личной свободы ребенка.
— Чтобы до этого не дошло, учитесь грамотно строить диалог со своими детьми. Только не в форме однотипных вопросов и приказов для проформы: “Поел? Уроки сделал? После курсов сразу домой!” Не жалейте времени обсудить с ребенком его друзей, их взаимоотношения. Интересуйтесь тем, что он читает, какие фильмы смотрит. Делитесь друг с другом впечатлениями о прожитом дне, рассказывайте о своих переживаниях в подростковом возрасте. Именно к вам, а не в интернет должен прийти ребенок, когда ему хорошо и когда ему плохо.
Я всегда задаю родителям тинейджеров три вопроса. В ответ часто молчание. Задам их и читателям “НГ”. Сколько времени вы общались сегодня со своим ребенком? На какую тему? И главное, кто был инициатором общения?
Очень важно следить за тем, чтобы у детей было любимое дело. Даже если оно кажется вам несерьезным. “Как так — она собирается пойти снимать показания с фотоловушек на волков, а у нее сочинение не написано!” Ребенок может не успевать по какому-то предмету, но у него должны быть внешкольные интересы. Игра в футбол или катание на велосипеде, рисование в стиле аниме или фотобердинг.
Когда ребенок занят интересным для него делом, ему некогда сидеть в соцсетях, не интересно искать куратора в группе про “китов” или резать свое тело. Как ни обидно это осознавать, но “группы смерти” — приманка для очень одиноких, уязвимых в психологическом плане детей, которым не к кому обратиться за советом, словами одобрения и ободрения.
— Как различить, когда происходит просто смена настроения, характерная для подросткового возраста, а когда действительно возникли серьезные проблемы с психикой, грозящие суицидальными попытками? Ведь не потащишь ребенка к психотерапевту только на основании того, что он пару раз в неделю закатил истерику на пустом месте. Может, у него неразделенная любовь?
— Тревожные звоночки при суицидальных мыслях отличаются от простой смены настроения. И если родители будут внимательны, обязательно смогут их заметить. Ребенок, готовясь к суициду, проводит определенные ритуалы. Он начинает прощаться, раздаривать любимые вещи, просить прощения у окружающих. Порой он в открытую говорит о желании умереть и даже описывает в подробностях, где и как планирует это сделать, покупает соответствующие принадлежности. Он потерян, задумчив, депрессивен или, наоборот, расторможен, с горящими глазами и жаждой действия. Важно заметить и проанализировать нетипичное в его поведении.
Но даже если это просто угрозы и попытки “сыграть на публику”, они не должны быть проигнорированы или высмеяны в семье, школе, ближайшем окружении. Подобная реакция может подтолкнуть ребенка к действиям, доказывающим серьезность его намерений. У любой подобной демонстрации всегда имеется своя подоплека. И у подростка это, как правило, либо привлечение внимания, либо крик о помощи.
Как дети объясняют свое участие в “смертельных играх”?
— Погоней за новыми ощущениями, — говорит официальный представитель ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский. — Некоторые потом начинают понимать, во что втянулись. Но их запугивают, мол, пострадают твои родители, мама.
И тут же сбрасывают ее номер телефона. В результате ребенок перестает трезво оценивать ситуацию.
На самом деле никто ни за кем не следит. А информацию о себе и своих близких, родителях, братьях и сестрах ребенок указывает сам, регистрируясь в социальных сетях. Обычно вся информация есть в открытом доступе. Дети должны знать: все угрозы, что вычислили их IP-адрес, — это неправда. Конкретный адрес квартиры даже милиционеры узнают по запросу согласно Уголовному кодексу.
Есть дети, которые вообще не понимают, что и для чего делают. Я общался с девочкой, которая писала, что хочет уйти из жизни. Но когда я спросил, как и почему, она ответила, что у нее нет времени для разговора. Ей нужно учить стихотворение, чтобы не получить двойку! Сегодня она собирается спрыгнуть с крыши дома, но боится получить плохую оценку завтра.
В тему
Управление “К” ГУВД Мингорисполкома инициировало проверку подозрительных закрытых групп в социальной сети ВКонтакте. Проанализировав некоторые из них, специалисты обнаружили целый список подростков с минскими адресами, реальными координатами, по которым детей можно идентифицировать. Эти списки, а в них около тысячи фамилий, планируется передать педагогам, чтобы они поработали с родителями.