«Тьюторское» сопровождение учащихся В 2016/2017 и в 2017/2018 учебном году
«Тьюторское» сопровождение учащихся
В 2016/2017 и в 2017/2018 учебном году
Государственное учреждение образования «Средняя школа №5 г. Жодино»
работает в рамках областного педагогического проекта
«Тьюторское сопровождение учащихся как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки»
«Согласие между учителем и учеником,
лёгкость учения и возможность для ученика думать самому
и составляют то,
что зовётся умелым наставничеством…»
Конфуций
Тьюторское сопровождения учащихся как способ построения индивидуальной траектории допрофильной подготовки представляет собой целостную систему урочной и внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной, социально-активной, ответственной личности и ее успешной социализации.
Тьюторство — это сопровождение в процессе обучения истории ребенка, то есть, внимательная поддержка его индивидуального интеллектуального развития. Тьюторское сопровождение основано на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи.
Основная идея педагогического проекта заключается в том, что неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение процесса их профессионального самоопределения. Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.
Новизна педагогического проекта состоит в том, что одним из ключевых инструментов данного направления может выступить организация тьюторского сопровождения учащихся. Тьюторство рассматривается сегодня как ресурс индивидуального личностного развития всех субъектов образовательного процесса. В качестве концептуальной основы работы с учащимися 8-9 классов выдвигается идея организации тьюторского сопровождения в рамках единого образовательного пространства учреждения образования, представляющего собой целостную систему урочно-внеурочной деятельности, которая обеспечивает эффективные условия для развития самостоятельной, творческой, инициативной социально-активной, ответственной личности и ее успешной социализации.
Благодаря тьюторским функциям становится возможным мониторинг процесса выбора каждым школьником, а не просто фиксация его движения во внешнем многообразии форм предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленные на решение образовательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для достижения индивидуализации обучения.
Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т.е. первого профессионального выбора – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы учащиеся могли сделать действительно самостоятельный, осознанный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что к такому выбору учащиеся должны быть психологически подготовлены. Отсутствие элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать их эффективному профессиональному самоопределению в процессе выбора профиля класса, а в будущем – профессии.
Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки, являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение процесса их профессионального самоопределения. Главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.
В этой связи целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.