Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком, демонстрирующем плохое поведение. (по материалам центра «Генезис»)
Стратегия и тактика учителя в общении с ребенком, демонстрирующем плохое поведение. (по материалам центра «Генезис»)
- Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
Ведя разговор об агрессивном поступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Это — правило «здесь и сейчас». Обсуждая с учеником его поступок или выбирая способ вмешательства, говорите только о том, что произошло только что. Обращение к прошлому или будущему ученика, наведет его на мысль, что его агрессия — что-то неизбежное и неисправимое. А тогда зачем пробовать вести себя по-другому? Взрослый должен быть твердым, но доброжелательным в отношении ученика. Если мы проявим недоброжелательность, у ребенка может возникнуть желание защищаться и пропасть интерес к дальнейшему общению с нами. Это правило может быть выражено таким девизом: «Твой агрессивный поступок должен быть сейчас же прекращен, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!»
2. Обращайте внимание на свои негативные эмоции.
Когда ученик демонстрирует агрессивное поведение, наши ответные эмоции очень негативны. Это может быть гнев, возмущение, страх, беспомощность. Во власти таких эмоций мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логически. Хуже того, всем своим видом, тоном, мимикой мы подтверждаем решение ученика вести себя агрессивно, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев — это то, чего добивается агрессивный ученик.
3. Не усиливайте напряжение ситуации.
Взрослому никогда не надо делать или говорить того, что может усилить напряжение ситуации как для ученика, так и для нас самих. Мы ошибаемся, когда в ответ на агрессивную выходку ученика:
- повышаем голос / начинаем кричать
- произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»
- используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»
- используем сарказм
- обращаемся к оценке характера ученика
- втягиваем в конфликт других учеников, не причастных к нему
- настаиваем на своей правоте
- читаем проповеди
- оправдываемся, защищаемся или даем «взятку»
- делаем обобщения типа «Вы все одинаковые»
- делаем необоснованные изобличения
- передразниваем учеников
- командуем, требуем, давим
- сравниваем одного ученика с другим
- Обсудите агрессивный поступок ученика позже.
В тот момент, когда оба — и учитель, и — ученик возбуждены едва ли взаимодействие будет конструктивным. Когда же производить обсуждение агрессивного поступка ребенка? Может быть через час, а может быть и на следующий день, в зависимости от самочувствия ребенка и взрослого.
- Позвольте ученику «сохранить лицо».
Настаивая на немедленном прекращении агрессии, мы, как правило, навязываем свой способ выхода из негативной ситуации. Однако это может спровоцировать новый виток агрессии, еще худший, чем первый. Учащиеся, прежде чем прекратить агрессивный поступок, могут использовать следующие способы «сохранить сое лицо»:
- «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться
- строят гримасы, выполняя нашу просьбу
- исполняют какой-то жест, свидетельствующий о неуважении
- еще раз-другой повторяют то, что мы просим прекратить делать, и только потом перестают
- перед тем, как подчиниться и прекратить агрессивное действие, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.
- Однако, как правило, после демонстрации своей «независимости», они прекращают свои негативные действия.
- Применяйте техники слушания.
В зависимости от ситуации может подойти как техника «активного слушания», так и техника «пассивного слушания» ребенка.
Техника активного слушания: заинтересованное отношение к ребенку ; уточняющие вопросы, фразы: «Правильно ли я понял, что …… ?»
Однако если ребенок находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, аффекта, он не контролирует свои слова и не понимает, что он говорит. Поэтому отражать ему его чувства — дело совершенно бессмысленное, дайте ему просто высказаться, применяя технику «пассивного слушания», дойдя до высшей точки накала, негативные эмоции ребенка начнут спадать.
Техника пассивного слушания: «Угу — реакция»; Во время пауз задавайте уточняющие вопросы, чтобы разговор не прерывался, Эхо-реакция (повторение последнего слова речи ребенка)
7. Применяйте технику «Я-высказывания».
«Я-высказывание» — это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях, это конструктивная альтернатива «ты-высказыванию», которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес ребенка.
Схема “Я-высказывания”:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
Когда я вижу, что ты …..
Когда это происходит ….
Когда я сталкиваюсь с тем, что ….
- Точное называние своего чувства в ситуации напряжения:
Я чувствую….(беспомощность, горечь, недоумение и т.д.)
Я не знаю, как реагировать ….
У меня возникает проблема ……
- Называние причин:
Потому что …..
В связи с тем, что …..
- Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то они позволяют себе это.