Устав Государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Жодино»
- ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
2.1. Предметом деятельности Школы является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.
2.2. Основной целью деятельности Школы является реализация государственных образовательных стандартов общего среднего образования, подготовка учащихся в Школе к овладению в последующем профессией в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, высшего образования, а так же к сознательному включению в трудовую деятельность.
2.3. Основными задачами Школы являются:
нравственное и физическое становление личности учащегося;
подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе;
идейно-нравственное и гражданско-политическое воспитание личности;
овладение учащимися государственными языками Республики Беларусь, основами наук на базовом уровне, расширение, углубление и коррекция знаний учащихся в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также повышение познавательной деятельности через организацию факультативных занятий, формирование их научного мировоззрения, морали, культуры поведения, создание условий для развития способностей;
воспитание у учащихся уважительного отношения к семье, к традициям и обычаям белорусского народа, культуре других народов и наций;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья у учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью других граждан, как высочайшей социальной ценности, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Школа обеспечивает получение общего среднего образования.
3.2. Образование в Школе включает в себя три ступени:
I ступень – начальное образование (I–IV классы);
II ступень – базовое образование (V–IX классы);
III ступень – среднее образование (X–XI классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
3.3. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования.
Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.
3.4. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования.
Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.
Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.
3.5. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования.
Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
3.6. В составе Школы могут образовываться:
классы интегрированного обучения;
пункт коррекционно-педагогической помощи.
3.7. Организация и функционирование пунктов коррекционно-педагогической помощи, классов интегрированного обучения и воспитания в Школе осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
3.8. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
не более трех лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и «резко» выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.
3.9. Классы в Школе могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых действующим законодательством.
3.10. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя Школы в соответствии с индивидуальным учебным планом или в случаях и порядке, определяемых действующим законодательством.
3.11. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования проходят текущую, промежуточную, итоговую аттестацию.
3.12. При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования Республики Беларусь.
3.13. Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок.
3.14. Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.
3.15. Аттестация, перевод, организация выпускных экзаменов и выпуск учащихся осуществляются в порядке, установленном Министерством образования.
3.16. Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся, за исключением учащихся I и II классов, оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
3.17. Текущая и промежуточная аттестация учащихся на I ступени общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
3.18. Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
3.19. Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года, обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования.
Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учетом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.
Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.
3.20. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
3.21. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.
3.22. К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы.
3.23. Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
3.24. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметки 0 (ноль) баллов, «не зачтено», «не аттестовано», предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок.
3.25. Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
3.26. Учащимся, успешно завершившим общее базовое образование, выдается свидетельство об общем базовом образовании, а учащимся, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении, — свидетельство с отличием.
3.27. Выпускникам Школы, освоившим учебные программы общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.
3.28. Выпускники Школы за отличные успехи в учебе и примерное поведение награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – Похвальными листами Министерства образования Республики Беларусь.
3.29. Образовательный процесс в школе может быть организован:
в учреждении образования;
на дому.
3.30. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом образования, спорта и туризма Жодинского городского исполнительного комитета по месту жительства (месту пребывания) учащегося на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.
3.31. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
3.32. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов – не менее 10 календарных недель.
3.33. Образовательный процесс при реализации образовательных программ в Школе организуется по учебным годам. Учебный год делится на 4 четверти.
3.34. Образовательный процесс в Школе при обучении и воспитании на I, II и III ступенях организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.
3.35. В Школе изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. На III ступени общего среднего образования (с X класса) возможна организация изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне, сгруппированных по направлениям (физико-математическое, химико-биологическое, филологическое, обществоведческое), путем использования учебных часов, установленных Типовым учебным планом средней школы на изучение учебных предметов и проведение факультативных занятий.
3.36. Основной формой организации образовательного процесса в Школе является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.
3.37. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX — XI классах могут проводиться в шестой школьный день.
3.38. В Школе, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I—IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
3.39. Обучение в Школе осуществляется на русском языке.
Изучение белорусского, русского и одного иностранного языка в Школе является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития.
3.40. Форма получения образования в Школе – очная.
3.41. Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также Типовым учебным планом и учебными программами, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
3.42. Длительность урока в I классах — 35 минут, в II-XI — 45 минут.
3.43. Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием уроков, которое утверждается директором Школы.
По заявлению законного представителя учащегося и учитывая результаты аттестации, в случаях, когда учащийся до поступления в Школу или во время обучения в ней самостоятельно усвоил материал, предусмотренный соответствующими программами, педагогический совет Школы может рассмотреть вопрос о зачислении или переводе учащегося в соответствующий класс.
3.44. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.
3.45. В 1 класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1 класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
- ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЫ
4.1. Школа в соответствии с законодательством имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание Школы;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования;
осуществлять иные права в соответствии с законодательством.
4.2. Школа обязана:
обеспечивать качество образования;
осуществлять разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
производить подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
совершенствовать материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
создавать безопасные условия при организации образовательного процесса;
осуществлять разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка Школы;
обеспечивать моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников Школы.
создавать необходимые условия для организации питания и медицинской помощи;
осуществлять материальное обеспечение, меры социальной защиты учащихся в порядке, установленном законодательством;
принимать участие в формировании контрольных цифр приема;
обеспечивать ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, уставом, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;
содействовать уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования;
при организации образовательного процесса использовать документы, типовые формы которых, утверждаются Министерством образования Республики Беларусь;
осуществлять иные обязанности в соответствии с актами законодательства.
4.3. Учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.
- ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Участниками образовательного процесса в Школе являются учащиеся, педагогические работники, законные представители учащихся.
5.2. В Школу принимаются дети, проживающие на территории, определяемой Жодинским городским исполнительным комитетом, а также дети из других территорий при наличии свободных мест в классах в пределах установленных норм наполняемости без проведения вступительных экзаменов.
5.3. Запрещается отчисление из Школы учащихся, не имеющих общего начального и общего базового образования, по причине их неуспеваемости.
Учащиеся, достигшие 15-летнего возраста, могут быть исключены из Школы, в крайнем случае, за грубое нарушение обязанностей учащегося решением совета Школы по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних Жодинского городского исполнительного комитета.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, иных законных представителей, может быть принято только по согласованию с органом опеки и попечительства.
5.4. Школа не вправе препятствовать переводу (переходу) учащегося в другое учреждение образования, если на это имеется согласие последнего.
5.5. В Школу, в соответствующий класс, при предоставлении справки установленного образца, могут быть приняты учащиеся, которые на протяжении учебного года или по его итогам были отчислены или прекратили обучение в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического или среднего специального образования. В этом случае они продолжают обучение в соответствующем классе Школы и сдают выпускные экзамены за курс средней школы в установленном порядке.
5.6. Учащиеся имеют право:
на получение образования в соответствии с образовательными стандартами;
на обучение на дому, а также на обучение по индивидуальному плану;
на выбор обучения и его содержания в пределах школьного компонента;
на правовую и социальную защиту в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
на уважение своего достоинства;
на помощь педагогических работников в овладении знаниями;
на пользование учебным оборудованием, учебниками и учебными пособиями в установленном порядке;
на поощрение и награждение за успехи в учебе и общественной работе: Благодарность, Грамота, Похвальный лист, «Золотая» и «Серебряная медаль», занесение на Доску почета;
на открытую оценку своих знаний, своевременное уведомление о сроках проведения контрольных работ, срезов, тестов, экзаменов;
на охрану жизни и здоровья в процессе обучения;
избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления и самоуправления Школой;
участие в детских и молодежных организациях (объединениях);
представлять Школу в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях.
5.7. Учащиеся обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования Устава, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
бережно относиться к имуществу Школы;
присутствовать на учебных занятиях в одежде делового стиля, на уроках физической культуры – в спортивной форме.
В комплект одежды делового стиля входит:
для мальчиков (юношей) — пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими и длинными рукавами, галстук. В зимнее время в комплект могут входить трикотажный свитер или жилет;
для девочек (девушек) — пиджак, жилет, юбка, брюки, блузка с короткими и длинными рукавами, сарафан. В зимнее время в комплект могут входить трикотажный свитер или жилет.
Одежда может быть выполнена в разной цветовой однотонной гамме, включать элементы из тканей в клетку, но быть не пестрой и не вызывающе яркой. В учебной время не допускать ношение одежды из джинсовой ткани.
5.8. Учащимся запрещается:
носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, оружие, боеприпасы и т.д.;
развязывать и провоцировать противоправные действия;
иметь при себе спиртные напитки, наркотические, психотропные средства, употреблять их, находиться под их воздействием в Школе и на проводимых Школой мероприятиях, а также в других общественных местах;
курить в школьных помещениях и на школьном дворе;
играть на занятиях и на перерывах в азартные игры;
заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб имуществу Школы, собственности учащихся;
регулярно не выполнять получаемые задания или систематически их не добросовестно выполнять;
разжигать национальную и конфессиональную рознь;
участвовать в несанкционированных политических и иных митингах;
во время образовательного процесса пользоваться радиоприемниками, магнитофонами, гаджетами, средствами мобильной связи;
не посещать (опаздывать) на занятия без уважительных причин. Пропуски занятий должны быть подтверждены соответствующими документами (справки, приказы, заявления родителей и т.д.);
одеваться неопрятно, а также носить одежду, не соответствующую общепринятым нормам, с вызывающими и сомнительного содержания рисунками на ней.
5.9. Педагогические работники имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в экспериментальной, инновационной деятельности Школы;
участие в управлении Школой;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
на трудовой и социальный отпуска, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
5.10. Педагогические работники обязаны:
качественно и в полном объеме исполнять требования учебных планов и программ, развивать познавательные интересы и способности учащихся;
оказывать влияние на формирование у учащегося качеств гражданина, патриота, культуры поведения;
выбирать наиболее оптимальные технологии и формы обучения и воспитания;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию, обладать высокими моральными качествами;
уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса;
вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;
присутствовать на рабочем месте в деловом стиле одежды;
исполнять приказы и указания директора Школы и его заместителей, решений, принятых советом Школы и педагогическим советом;
проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
5.11. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования Устава, правил внутреннего распорядка для учащихся.